Оглядываясь на события 2012 года, психиатры отмечают рост индуцированных страхов у населения или по-научному фобий.
Страхи от приближения «конца света» усиленно нагнетались всеми СМИ к предпоследней декаде декабря. А когда весь христианский мир начал готовиться к Рождеству Христову, и Дед Мороз уже складывал в мешки свои подарки детям, стали перерастать в настоящий глобальный индуцированный психоз. Часть людей даже отправилась спасаться в горы, на разные местные бугры, один из которых, во Франции, так и называется – Бугораш. Другие же, набрав кредитов, которые, скорее всего, будет сложно возвращать, решили «пожить по-человечески, хотя бы напоследок». Третьи, раскупив места в самых дорогих ресторанах, оживили подловатый девиз – «после нас, хоть потоп» и настроились на гульбу, потешаясь над слабыми духом чудаками. Ну, а самые расчётливые, вероятно, потирали в это время от радости руки, подсчитывая барыши, в том числе от продажи дорогущих убежищ и действующих моделей «ноевых ковчегов». В общем, народ опять надули, а число обращений в психиатрические клиники выросло. Такое вот, получилось у нас невротическое предновогоднее веселье!
Однако далеко не всем известно, что невротические расстройства выделяются из числа остальных психических и соматических заболеваний тем, что представляют своего рода чуткий нравственный барометр.
Обиходный термин «невроз» сегодня не известен разве что младенцу. Выделяют школьные и пенсионные неврозы; неврозы достижения и одиночества; соматогенные и экологические и множество разновидностей этого неприятного недуга. Особую группу составляют так называемые ноогенные неврозы, связанные с утратой или отсутствием смысла жизни, ценностными конфликтами. Есть данные о том, что примерно каждый пятый невротический случай имеет именно ноогенную основу.
Всё больше фактов о развитии у населения информационных неврозов. К примеру, академик М. М. Хананашвили связывает их с реакциями на избыток информации в современном обществе, а академик П.В. Симонов – с её недостатком. И обе точки зрения справедливы. События текущего года свидетельствуют, что у многих «нервы сдали» и от первого, и от второго. А болезненные реакции – свидетельство недостатка компенсаторных возможностей. К примеру, реакции ярости компенсируют недостаток сведений, необходимых для адекватного поведения в конкретных сложных ситуациях, страха – для организации защиты, горя – для замещения утраты, острейшей зависти – для достижения желанного успеха и т.д.
В целом анализ накопленного в медицине огромного опыта свидетельствует в пользу того, что едва ли не каждый невроз имеет духовные корни. Это – болезнь воли, т.е. болезнь личности, её неудовлетворённых потребностей в самоактуализации. Чаще всего невротические расстройства развиваются по схеме «хочу, во что бы то ни стало, но мне не дано». Иначе говоря, невроз – это столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание.
Так что, отличительной особенностью «потенциальных» невротиков является бескомпромиссный тип мышления, подчинённый их хотениям и устремлениям. В свою очередь, внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой «последнюю каплю», пусковой механизм развития невротических нарушений. У склонного к этому недугу человека развивается своеобразная «способность» нервозно реагировать на жизнь. Одни причины (конфликты, стрессы) со временем уходят, становятся неактуальными, но тут же их место занимают другие, а недуг вновь возобновляется.
Фрагмент триптиха «Страшный суд». Анонимный автор, современник И. Босха. Между 1500(1500) и 1525. (1525)Старая пинакотека. Мюнхен.
Если в быту такие расстройства воспринимаются блажью, то психиатры не склонны считать их лёгкой психической дисфункцией. Современная клиническая практика свидетельствует не в пользу функциональности (лёгкой обратимости) невротических расстройств. По опубликованным в печати данным, выздоровление при неврозах наступает менее чем у 40% заболевших. Часто страдания длятся годами и даже десятилетиями.
Ввиду актуальности информационных и ноогенных неврозов 2012 года все мы ищем их причины. Мне, например, близка позиция моего воронежского коллеги В.К.Невяровича. По его мнению, безудержный рост неврозов в наше время порождён не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его информационными перегрузками, но, прежде всего, «прогрессом» общечеловеческого грехопадения. «Во все времена истории человечества были войны, различные природные бедствия, наводнения, засухи, смерчи. И трудно сопоставить, скажем, в какой степени нынешнее время тревожнее и беспокойнее, например, эпохи царствования Ивана Грозного. Почему же проблема неврозов стала столь острой лишь в последние времена? Причина, думается, одна – в нарастающем безверии, в потере человечеством духовного фундамента, а с ним и истинного смысла жизни».
Поскольку психиатрия тесно связана с культурологией и аксиологией (наукой о ценностях), полагаю необходимым напомнить и о том, что русскому народу, обретшему государственность после принятия христианства, всегда было присуще эсхатологическое* мировоззрение и мировосприятие. Была даже добрая шутка, что «русские постоянно живут в ожидании конца света и начинают грустить, если его не ожидается». Своим историческим опытом наш народ отвергал любой страх, приходящий извне, но боялся уйти из жизни недостойно. Не зря же многие мудрые пословицы и поговорки воспринимаются сегодня, как профилактика неврозов: «семь раз не умирать, а одного не миновать»; «к потопу готовься, а поле засевай»; «у страха глаза велики»; «всяк сверчок знай свой шесток» и т.д. Блестяще определил убийственную роль страха и маловерия великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь в заключительных строках известной всем нам повести-триллере «Вий»:
«— Славный был человек Хома! — сказал звонарь, когда хромой шинкарь поставил перед ним третью кружку. — Знатный был человек! А пропал ни за что.
— А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать».
Важными факторами преодоления тотального страха являются вера и благая воля человека. В этом отношении поучителен рассказ св. Варсонофия Великого «Вера есть смирение» из Патерика – сборника поучительных воспоминаний о жизни и высказываниях подвижников первых веков христианства. «Демон говорил Макарию Великому: "Ты постишься – я же не ем вовсе; ты мало спишь – я же не сплю совершенно, но ты можешь смирять себя пред другими, а я смириться не могу даже перед Богом. Смирением ты побеждаешь меня!"».
Что конец света будет, никто не сомневается – ни учёные, ни атеисты, ни, тем более, христианский мир, который очень серьёзно относится к пророчествам из Книги Откровений Иоанна Богослова (Апокалипсис). Только не будет конца в сроки, назначаемые дельцами, шарлатанами и лжепророками. Фиксированной даты окончания нынешней человеческой истории нет. Ведь в Евангелии сам Господь сказал: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в своей власти». Эти сроки зависят от того, как мы все себя ведём.
Если внимательно прочесть Книгу Откровения Иоанна Богослова, то можно увидеть: дата окончания нынешней истории человечества связана не с какими-то природными явлениями, не с роком, не с тем, что Бог решил в тот или иной момент окончить эту историю. А с тем, насколько умножится в мире зло, насколько люди будут исполнять или не исполнять заповеди Божьи, вторая из которых призывает любить ближнего своего как самого себя, т.е. к ответственности – за тех, кто рядом и далеко, за своих и чужих, за своё здоровье и здоровье общества, за порядок у своего порога и в ближних лесах… Дата конца света может отодвигаться и может приближаться в зависимости от нашего свободного нравственного выбора – каждого в отдельности и всех вместе, как зависит от этого наше психическое здоровье.
А потому, уважаемые посетители сайта «Клиники Фёдоровых», пациенты, близкие им люди, мы ставим перед собой и вами в Новом 2013 году благородные, достойные настоящего человека задачи.
Уважать себя! Быть лучше и чище! Не обращать внимания на тех, кто хочет сбить нас с пути правды и добра. Не оглядываться на тех, кто плывёт по течению, опустив свои вёсла. Любить своих родных и свою родину! Не завидовать! Не ловчить! Ничего не бояться! Находить время как для труда вне основной работы – в саду, на даче, в доме, так и для приемлемого каждому из Вас отдыха. Уверен, это поможет сохранить здоровье на долгие, интересные, насыщенные добрыми впечатлениями годы жизни. С очередным Новым годом, дорогие мои!
*Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние.