Занимательная психиатрия

20 февраля 2012 г.
Братья Дориана Грея

Так можно назвать двух выдающихся художников, умерших молодыми


20 февраля 2012 г.
Демоны Расёмон

Лейтмотивом творчества японского писателя Рюноске Акутагавы была тема безумия и самоубийства


20 февраля 2012 г.
Игрушки Пикассо

Роль Пикассо в искусстве ХХ века невозможно переоценить. Его многочисленные стилистические направления и эксперименты многократно давали импульс для развития мирового изобразительного искусства.


20 февраля 2012 г.
Изнанка судьбы барабанщика

Жизнь и биография известного советского писателя Аркадия Петровича Гайдара (Голикова) – деда не менее известного экономиста-реформатора Егора Тимуровича Гайдара, порушившего советскую же социально-экономическую систему, в СССР воспринималась прямой и понятной, как светлые лозунги эпохи великих строек


20 февраля 2012 г.
История болезни женщины-куклы, как искажённый ментальный ландшафт аутсайдерского искусства

У́ника Цюрн (Unica Zürn; 1916 — 1970) – писательница и художница, чьё  имя тесно связано с аутсайдерским искусством 20-го века, представляет определённый интерес не столько для искусствоведов, изучающих направление андерграунд, сколько для психоаналитиков и психиатров


16 марта 2012 г.
Квадратный человек как эмблема ХХ века

Малевич – не просто знаковый персонаж и символ современного искусства; он – чуть ли не главный вождь, пророк и часть «священного предания» современного искусства. Заслуженность такой роли в истории культуры ХХ века можно обсуждать, с этим можно даже спорить, но невозможно отрицать факта фатальной роли Малевича в гибели традиционной культуры


09 марта 2012 г.
Мужское тело как эротический объект

Герой шутливого романа Альберто Моравиа «Я и он» тридцатипятилетний Федерико ведет постоянный диалог с собственным членом.


16 марта 2012 г.
О чём пел и плакал смоленский соловей в английском парке Глинок

«Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества, ...оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке», – так написал о выдающемся русском композиторе М.И.Глинке известный музыкальный критик рубежа 19-20 вв. В.В. Стасов.


20 февраля 2012 г.
Рапсодия в еврейских тонах

Слово «обаяние», к сожалению, стёрлось от частого употребления, но это единственное слово, которое я могу найти, чтобы описать своё первое впечатление от встречи с Гершвином», – писал биограф и близкий знакомый композитора Дэвид Юэн. «Высокий, с бьющей через край энергией, красивая голова с шапкой курчавых волос, чётко очерченное лицо с крупными правильными чертами…», – так вспоминал о Гершвине сэр Осберт Ситуэлл.


16 марта 2012 г.
Реквием разуму

Стравинский – один из тех русских композиторов, которые оказали огромное влияние на развитие мировой музыки. В его творчестве сочетались разные, часто противоречивые черты, характерные для музыки ХХ века.


20 февраля 2012 г.
Реставрация сакральности. В ХХ веке человечество «переболело» многими формами психических расстройств

ХХ век обозначил не только ряд эпохальных эсхатологических вех, но и обнаружил странную закономерность: каждые 10-15 лет этого столетия ознаменовывались крупными потрясениями социального свойства с частой сменой общественных формаций, что сопровождалось изменением и художественной стилистики. Интересно, что каждый такой поворот руля менял диагноз времени: одаривая каждое десятилетие клиническими признаками того или иного психического расстройства, а также новыми, адекватными текущему времени психиатрическими средствами борьбы с ними.


14 марта 2012 г.
Стальная Жар-птица смерти

Окончился XIX век. Европа благоденствовала в пространстве мира, длящегося уже несколько десятилетий. Начинало казаться, что войн больше не будет никогда и человечество наконец-то обрело рассудительность и разум. Отдельные вспышки милитаризма (Русско-японская и Англо-бурская войны) происходили так далеко от «цивилизованного мира», что казались событиями на другой планете.


20 февраля 2012 г.
Устинья или Жюстина a la russe (тайные пристрастия великого поэта)

К счастью ли, к сожалению ли, но психиатры никогда не добирались со своим анализом до произведений любимого вождём пролетариата – В.И. Лениным поэта Н.А. Некрасова. То есть, конечно, все проходили его стихи и поэмы в школе, но войдя в сознательный возраст, быстренько их забыли. Мы никогда не перечитываем его стихотворения, его книги никогда не становятся чтением современных взрослых людей. Между тем, это довольно поучительное, хотя и скучноватое дело.