398026, г. Липецк, ул. Бабушкина, дом 7 Тел. +7(4742) 39-85-75; 39-75-25

«40 дней навстречу Богу»

«40 дней навстречу Богу»

Успешно завершился ответственный период в истории нашего государства и нашей общественной жизни, связанный с выборами Президента РФ. Заслуживают отдельного анализа не только исследователей-политологов, но и психиатров сопутствующие выборам факторы возмущения информационного пространства, спровоцировавшие рост социально-стрессовых расстройств. Определённые общественные круги в столицах настолько истерично демонстрировали своё стремление к разрушению наметившегося системного развития, что на ум приходила ассоциация с бесовщиной. Аналогичные процессы развиваются и в открывшемся для широких масс населения Интернет-пространстве, в котором накопилось очень много информационного мусора. Я иногда захожу на разные форумы, где обсуждаются разные темы. Игра реплик в них напоминает стружку, которая завивается вокруг пустоты, вокруг самой себя. Такие бесконечные разговоры ни о чём, которые ни к чему не приводят. Все «самовыражаются», но нет цели для решения проблемы, т.е. форумы создают площадку для псевдодеятельности, словоблудия.

Однако из опыта личной жизни мы знаем, что, если нужно решить какие-то задачи, которые нам кажутся очень серьёзными, мы умеем концентрироваться. Так вот, нам самое время вспомнить о том, что идёт Великий Пост 2012 года – время такой концентрации, время очищения души и тела от всего наносного, несвойственного творению божьему. Именно так всегда воспринимал себя русский человек. Он во всём искал образы утраченного Царства Небесного, сверял состояние своего духа и своей совести – залога духовного и душевного здоровья – с исполнением или не исполнением простых и понятных евангельских заповедей – любви к Богу и ближнему.

Но чем больше в нашем жизненном пространстве информационного мусора, тем больше отношения, которые подразумевают прямое исполнение естественных заповедей любви – семейные, становятся почвой для развития разнообразных невротических расстройств. И людей сегодня больше всего волнует то, что происходит с их семейной, супружеской жизнью. А поскольку они всё чаще прибегают к помощи психиатров, активно развивается направление социальной психиатрии.

В системе ценностных установок современников вера в Бога считается делом частным и весьма отвлечённым. Тема Родины размывается с каждым годом, и кто-то стремится превратить человека в аморфного жителя Земли без гимна и флага, без чести и совести. Лишь бы у него уровень дохода был достаточным. Но остаются сложности взаимоотношений между мужчиной и женщиной, заключивших добровольный семейный союз: столкновения эгоизмов, непонимание, нежелание слышать друг друга, идти на взаимные уступки, что-то менять в себе самих… – этакая «современная» безответственность в браке, ранее сложившемся по любви. Именно безответственность порождает неверность, измену и рикошет реакций обиды, злобы, мести. А те, в свою очередь, запускают механизмы развития болезней души, т.е. психики. Они так и называются – психосоматические расстройства. Их особенность в том, что у человека душа болит, а органы тела реагируют на эту боль разными ноющими резонансами. Да, так что жить становится невмоготу и как в фильме «Любовь и голуби» –  «воздуху не хватат».

Только о верности абстрактно говорить нельзя. Она имеет непременные составляющие: верность Богу, верность в браке, верность Родине. Все её три ипостаси взаимосвязаны и нераздельны. Причём религиозная составляющая верности является определяющей. Так, верность Родине всегда имеет религиозное измерение. Это – любовь к святыням алтарей, к «отеческим гробам», к священной истории своей страны вплоть до готовности за всё это стоять насмерть. Религиозна семейная верность, поскольку является прямым подобием верности Богу. Не случайно апостол Павел сравнивает глубину отношений супругов с отношением Христа к Церкви. Если представить понятие верности в системе координат, то по вертикальной оси от центра расположены Бог и человек в своём взаимном устремлении друг к другу, а боковыми осями представлены верность супружеская и гражданская. А ведь есть ещё верность сказанному слову, взятым обязательствам и прочие виды верности, плавно перетекающие в то, что мы горделиво и снисходительно считаем устаревающими понятиями – честью, честностью, надёжностью, порядочностью, декларируя свободу от обязанностей по отношению к ближнему своему.

Я часто слышу от людей сторонних подленькую фразу: «Никому ничего не должен». И категорически не соглашаюсь. Как врач не могу позволить себе изменить своему врачебному долгу. Для меня отнюдь не пустой звук честь представлять пятое поколение русских врачей – профессионалов своего дела. Я должен помочь страдающему человеку, психика (душа) которого мечется в капкане ложных стереотипов и представлений. Но я действительно свободен в одном. Я ничего не должен ростовщикам и банкам, которые ежедневно соблазняют меня возможностью влезть в кабалу доступных кредитов!

Так вот, между двумя понятиями «вера и верность», о которых я размышляю в дни Великого Поста, существует сущностная связь. К примеру, есть свидетельства, что в древней иудейской традиции верующим называли того, кто верит, что Бог есть. Но «разрешение» Богу «быть» ещё ничего не означает. На подобную «веру», согласно апостолу Иакову, способны даже бесы. Верующий человек означает человека верного, человека, через исполнение заповедей доказывающего преданность Богу. А если последовательно отнимать у человека семью, веру, Родину? От человека останется нечто странное – подобие, похожее на манекен в витрине магазина. На него можно натягивать любые рубашки и пиджаки – он не согреет их своим телом, не передаст им свой запах. В редкие минуты, когда он захочет пооткровенничать, можно услышать горький рассказ о том, как у него «украли веру, отобрали Родину и как разрушили его семью». Сострадайте ему и жалейте его, но в его словах лишь малая часть правды. На самом деле он сам потерял веру, сам покинул Родину, сам развалил свою семью – из-за эгоизма, пустой суеты и погони за химерами, примитивных реакций, невнимательности. А ещё из-за того, что не был верен. Ни Символу веры, ни воинской присяге, ни брачной клятве у алтаря, ни записи в свидетельстве о гражданском браке, ни призванию, ни профессиональным обязанностям.

Есть и другой аспект невротизации супругов. Это совсем уж не христианское стремление полностью поработить другого. Так для любого человека нормально, чтобы у него было личное пространство жизни. В нём он реализует свои профессиональный интересы, хобби, которые помогают в его индивидуальном становлении. Кого-то это может раздражать, кого-то — нет. Но каждый должен понимать, что у него есть это пространство, которое ему дано и без которого он просто не может существовать. И постепенно, имея уважение к этому пространству, нужно приучать и других уважать его. Если вы уважаете свое пространство, вы будете уважать и пространство других, например, мужа, жены. Потому что у ваших спутников тоже должно быть какое-то пространство. И если они, допустим, нецерковные люди, не постятся, то есть какие-то вещи, в которых им должно дать свободу выбора.

Ведь наряду с биологическими потребностями, связанными с питанием, с необходимостью в тепле, с потребностью размножения и т.д. у человека есть социальные. Он хочет быть членом какого-то сообщества, быть в нем принятым или отвергнутым, иметь примеры для подражания, нормы, ориентиры. Но состоявшегося ответственного человек отличает от животных именно наличие духовных потребностей. Это потребности верить, надеяться, любить, знать, ради чего ты живешь и за что можно отдать жизнь свою, особо не задумываясь. Потребность верить — она же подразумевает и умение верить и жить по своей вере.

В анамнезе многих пациентов с невротическими расстройствами, обращающихся за помощью в клинику Фёдоровых, толчком к развитию недуга послужило либо фактическое предательство интересов семьи со стороны одного из супругов, либо собственноручно созданный «фантом предательства со стороны своей второй половины». Среди «повреждённых половинок» – и мужчины, и женщины, почти в равных долях… И более чем в половине случаев требуется семейная психотерапия для побуждения к встречному движению. Только привести на приём к психиатру «заблудшую овцу» не всегда представляется возможным, настолько высокой становится преграда отчуждения…

Мы помогаем каждому пациенту улучшить самочувствие, сформулировать правильное отношение к болезни и собственной жизни, найти адекватные варианты поведенческих реакций, помочь человеку на пути к изменению себя, в том числе через опору на традиционные духовные ориентиры. Для этого наряду с необходимой фармакотерапией мы используем индивидуальные и групповые сеансы эклектической психотерапии. Она ориентирована на формирование ценностных установок пациентов, расширение их диапазона, адаптацию, укрепление. Предваряет лечебные мероприятия тестирование, которое включает множество специально направленных вопросов, в том числе и об отношении к вере, институтам церкви – в зависимости от вероисповедания пациентов.

Так, согласно нашему исследованию в 2011 г., в котором приняло участие 800 человек с невротическими расстройствами на фоне семейного неблагополучия, три четверти опрошенных в целом позитивно относятся к деятельности православной церкви на территории Липецкой области. При этом треть из этого числа отнесла себя к активным сторонникам православия, поскольку принимают участие в богослужениях и таинствах.

При определении взаимосвязи ценностных установок с психическим здоровьем в тест включается также вопрос о сформированности у пациента идеалов, ценностных установок. Для подавляющего большинства пациентов указанной группы (74,5%) выбор вариантов ответа на вопрос о том, как бы они действовали в гипотетической ситуации гонений на их веру, вызывал естественное замешательство. О такой возможности сегодня даже не задумываются. Хотя такая ситуация существует по меньшей мере в 130 странах мира, в которых рядом проживают христиане, мусульмане, язычники. Но, приятно нам или нет, согласно большинству ответов, комфортная жизнь пациентам гораздо дороже сакральной идеи. Оказывается, без принципов жить удобнее!

Вот, например, осквернили неформалки (так нынче называют оккультистов) из группы Пуси Райт храм Христа Спасителя. Так в считанные дни в Москве уже собрано несколько тысяч подписей в их защиту, потому что светит сатанисткам срок до 7 лет – «девушек жалко!» Но «девушки“, у которых, кстати, есть свои малые дети, знали, на что шли! И уже Путин извинился за осквернительниц перед патриархом Кириллом»! В свою очередь, отвязные «девицы» всё больше чувствуют себя героинями. А те круги, что считают святотатство в православном храме в первую неделю Великого поста мелкой шалостью, исподволь продолжают приучать русских людей к тотальной неверности, измене родным сакральным идеалам, идеям. 

Только чувствует себя человек хорошо лишь тогда, когда действует в соответствии с естественным стремлением хранитьверность традиционным для его родной культуры, в основе которой всегда лежит культ (религия), принципам и идеалам. Страшная мистика (тайна) информационной эпохи как раз и заключается в размывании сущностных традиционных ценностных установок, что провоцирует развитие самых разнообразных невротических расстройств. 

Механизм саморазрушения включается в тот момент, когда под влиянием информационной обработки (со стороны масс-медиа или собственного бес-шабашного окружения) человек начинает нарушать клятву верности, данную в крещении. А начинается, как всегда с малого: с нарушения мелких обещаний, бытовой лжи, самооправдания, и многого другого. И помимо переживаний, которые такой индивид приносит окружающим, он непременно доставляет неприятности самому себе, поскольку по закону физики всякое действие рождает противодействие. Фактически он сам начинает подрубать сук, на котором сидит. Для него это всегда кончается печально.

Один из романов Э.Хемингуэя называется угрожающе: «По ком звонит колокол?». У нас в России сегодня много храмов, много колоколов. И они звонят не «по кому-то », а для нас. Они зовут, привлекают к чему-то наше рассеянное информационной суетой внимание. Я всегда предлагаю моим пациентам вслушаться в призывно-скорбный звук колокола, который зовёт нас в храм в дни Великого Поста, а затем, спустя несколько недель, сравнить его с празднично ликующими перезвонами колоколов в неизбежно, как половодье, разливающейся по нашей земле радости пасхальной седьмицы. Радость восстановленной вечной гармонии с самим собой и Богом оживляет всех, но особенно сияет своим вечным светом тех, кто был и остался верен Истине.

интернет, путин, психика

интернет, путин, психика

интернет, путин, психика

интернет, путин, психика интернет, путин, психика интернет, путин, психика