
Если первоклассник учится хуже, чем рассчитывали его родители, и быстро устаёт, это вовсе не значит, что он глуповат или ленив. Возможно, его организм просто не готов к школе. Проблемой «школьной зрелости» у нас в стране с 70-х годов прошлого века занимается НИИ гигиены детей и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН.
Благодаря опросу 155 родителей готовых и неготовых к школе детей старшего дошкольного возраста были установлены социальные и биологические факторы риска школьной незрелости. К ним относятся, как социальные:
- невысокий уровень образования матери;
- зачатие ребёнка пьяным отцом
- воспитание в неполной семье,
так и биологические факторы:
- патологии беременности и родов
- заболеваемость ребёнка в первый год жизни
- дизентерия или диспепсия у новорожденных.
Встречается и то, что дети развиваются замедленно, с биологической точки зрения им меньше лет, чем прошло со дня рождения. Зубной возраст у 5-9-летних детей наиболее приближен к истинно биологическому.
Исследования показывают, что почти у 85% биологически зрелых школьников могут быть несколько недоразвиты 1-2 необходимые функции, тогда как у незрелых – 3-4. Поэтому биологическая незрелость считается фактором риска функциональной готовности ребёнка к школе. Однако биологически незрелые дети вовсе не обречены на отставание: примерно десятая часть обследованных младших школьников имела отставание биологического возраста, но была готова к школе. В то же время они отставали в развитии мелкой моторики и имели дефекты произношения звуков. Среди готовых к школе такие дефекты имеет примерно четверть дошколят. Поэтому и корректировать отставание необходимо, развивая мелкую моторику и занимаясь с логопедом.
По справедливому замечанию И. Наумова ( «МГ», № 66,04.09.09 г.), даже существовавшая ранее в детских садах 2-летняя программа подготовки к школе гарантировала большинству воспитанников (77-80%) школьную зрелость к началу учёбы. За постсоветские годы система дошкольного воспитания пришла в упадок, что немедленно сказалось на детях.
С этой проблемой тесно связано снижение возраста поступления в школу. В 70-е годы 20 века гигиенисты санкционировали снижение возраста начала обучения с 7 до 6,5 года, указав, что таким детям необходимы особые условия обучения. К настоящему времени от гуманистической идеи раннего привлечения детей к систематическому образованию сохранился только приём в школу с 6,5 лет, а вот требования создавать для них адекватные условия благополучно забыто. Исследование, проведённое НИИ гигиены в первое десятилетие нашего века, показало, что среди выпускников, начавших обучение в 6 лет, нарушения здоровья встречаются в 2 раза чаще, чем у их одноклассников, поступивших в школу в 7-8 лет.