398026, г. Липецк, ул. Бабушкина, дом 7 Тел. +7(4742) 39-85-75 ; 39-75-25

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей

При многих преимуществах у юных пациентов с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) таких, как активность, жизнерадостность и оптимизм, острый ум и находчивость, чувство юмора, способности к изобразительному искусству, музыке, они страдают от того, что не могут до конца реализовать свой потенциал, отвергаются сверстниками, становятся обузой для воспитателей, преподавателей и даже для близких. И это – умные и талантливые дети!

СДВГ относится к пограничным психическим расстройствам, которые, согласно МКБ-10, относятся к разделу «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте». За последние 20 лет  в рамках американской классификации психических болезней трижды менялись формулировки синдрома. В 1965 г. был предложен диагноз  «лёгкая дисфункция мозга», указывавший на отсутствие органических нарушений мозга у таких детей. Последующие формулировки «синдром дефицита внимания»(1980 г.) и «синдром дефицита внимания с гиперактивностью»(1987 г.) обусловлены доминантной ролью симптомов нарушения внимания и двигательной активности.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ) диагностируется достаточно часто. Эпидемиологические исследования, проводимые в США, Канаде, Великобритании, Германии и других странах позволяют считать распространённость данного поведенческого расстройства повсеместной. У мальчиков оно встречается, по крайней мере, в 4 раза чаще, чем у девочек. В России, в Москве и Московской области эта цифра диагностируется в 28% случаев. В Липецкой области – в 29%.

Для детей с данным расстройством характерны нарушение внимания (невнимательность), гиперактивность, импульсивность, лабильность (возбудимость) эмоциональной системы. Диагноз «гиперактивность» устанавливается в том случае, когда уровень активности ребёнка существенно превышает нормальный, общепринятый для домашней обстановки, школы, общения со сверстниками. При гиперактивности отмечаются проблемы со вниманием – нестабильность концентрации внимания, быстрое переключение на посторонние объекты, отвлекаемость. Хотя дефицит внимания часто сопровождается гиперактивностью, она не является необходимой составляющей синдрома. Некоторые дети с таким синдромом не активны. Однако, в целом, прогноз для детей с гиперактивностью достаточно тревожный. Симптомы, диагностированные  у 40% детей, сохраняются и в их взрослой жизни, влияют на их профессиональный и социальный статус. У 25% из тех, кому синдром установлен в детстве, развиваются серьёзные психопатологические нарушения в виде девиантного поведения, антисоциальных расстройств, алкоголизма, наркомании.

Этиология расстройства

В настоящее время выделено множество причинных факторов, которые могут лежать в основе расстройства внимания и двигательной активности. Условно их делят на  4 группы, показанные на рисунке 1 . 

Рисунок 1.

Диагностика СДВГ

На рисунке 2 показаны причины и факторы, обусловловливающие трудности диагностики СДВГ.

Хотя симптомы заболевания могут присутствовать в раннем возрасте, диагностируются они в общей лечебной сети детскими психиатрами, как правило, лишь в школьном возрасте, когда ребёнок приходит в школу. В «Клинике Фёдоровых» диагностика осуществляется при обращении дошкольников.

При диагностике СДВГ врач основывается на данных, полученных от родителей, учителей, иногда психологов и соцработников.

Рисунок 2.

На рисунке 3  показаны виды необходимых обследований для установления диагноза.

Рисунок 3.

 

Выделяют три поведенческих измерения: нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность.

На рисунке 4 показаны критерии диагностики СДВГ.

Рисунок 4.

Особенности нарушения внимания – неспособности в полной мере подавлять поведенческое реагирование на менее значимые раздражители в различных условиях – семейных, учебных, других социально обусловленных ситуациях – показаны на рис.5.

Рисунок 5.

Особенности проявлений гиперактивности – неспособности сосредоточиться на предъявленном задании, спокойно сидеть на месте в сочетании с видимым присутствием двигательной активности (двигательным беспокойством) – показаны на рис. 6.

Рисунок 6.

Особенности проявлений импульсивности у разных возрастных категорий показаны на рис. 7.

Рисунок 7.

Все указанные симптомы в той или иной мере влияют на социальное положение и эмоциональный статус человека, приводя к занижению чувства собственного достоинства и ощущению безысходности. В дальнейшем это может привести к злоупотреблению  наркотиками и алкоголем, что, естественно, положение человека не улучшит. Может возникнуть ощущение порочного круга, с которым приходится бороться психотерапевтам.

С возрастом, по мере усиления интеллектуальных возможностей ребёнка и его способностей к саморегуляции, поведение становится более адекватным, но период полового созревания вновь усиливает степень дезадаптации таких подростков. Их гиперактивность в определённой мере начинает накладывать на поведение стиль гипертимной психопатии или, в меньшей степени, психопатии возбудимого типа. В юности такие личностные характеристики нередко приобретают достаточно устойчивый характер. Молодые люди становятся чрезмерно активными, деятельными, напористыми и одновременно легковесными и безответственными во взаимоотношениях с другими, поверхностными в суждениях, взглядах, умозаключениях, упрямыми, сумбурными в быту и на работе.

В пожилом возрасте такие люди нередко страдают гипертонической болезнью, лечатся по поводу инфаркта миокарда. У них нарастает раздражительность, конфликтность, нетерпеливость и нетерпимость к возражениям, двигательное беспокойство и нецелесообразная суетливость.

Исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом в последние десятилетия (Брязгунов И.П., Касатикова Е.В., 2001, 2002; Кропотов Ю.Д. 2005; Levy F., 1998;  Е.В. Фесенко, Ю.А. Фесенко, 2010 и др.), свидетельствуют, что СДВГ  является следствием минимальной дисфункции мозга (МДМ).  Указанные выше психопатологические  проявления МДМ – гипервозбудимость, моторная неловкость, рассеянность, двигательная расторможенность, импуливность, инфантилизм – являются почвой для развития монополярных пограничных психических расстройств: тиков, заикания, энуреза, энкопреза, а не только СДВГ.

синдром дефицита внимания, гиперактивность

синдром дефицита внимания, гиперактивность

синдром дефицита внимания, гиперактивность

синдром дефицита внимания, гиперактивность синдром дефицита внимания, гиперактивность синдром дефицита внимания, гиперактивность