
Развитие памяти происходит поэтапно: каждому возрасту соответствуют конкретные способности. Так, например, полугодовалому ребенку под силу запомнить лица родителей, к концу первого года – заметить отсутствие любимой игрушки на привычном месте. Отчетливые воспоминания ярких событий сохраняются с 5- 6 лет.
Нарушения памяти у детей: понятие, виды и особенности
Расстройство запоминания выражается в комплексном нарушении запоминания и хранения информации. Сведения могут носить различный характер: навыки, воспоминания, опыт и т.д.
ВАЖНО: память активно взаимодействует с другими психическими процессами. Поэтому ее нарушения приводят к сбоям в мышлении, внимании, эмоциональном поведении.
Особенности течения заболевания выражены в трудностях его диагностики. Дети не обладают полноценными навыками воспроизведения своих мыслей. К тому же у многих хорошо развита фантазия: они могут утверждать о воспоминаниях, которых не было в реальности.
Следующей особенностью нарушения запоминания выступает взаимосвязь с другими заболеваниями. Так, например, у детей, страдающих олигофренией, наблюдаются трудности в функционировании основных видов памяти: сенсорной, образной, словесной и т.д.
У слабовидящих детей отмечаются трудности с механической памятью. При этом ассоциативное мышление развито на высоком уровне: ребенок быстро устанавливает причинно-следственные связи.
В медицине расстройства запоминания классифицируют на следующие виды:
- гипомнезия (выражается в уменьшении объема информации, которую усваивает человек);
- скотомизация (невозможность воспроизведения отдельных фрагментов);
- анэкфория (пациент не может вспомнить ранее известные данные);
- амнезия (истерическая – уничтожение негативных моментов из памяти, фиксационная – ребенок не способен усвоить новые сведения).
Почему возникают нарушения запоминания
Причины расстройства можно разделить на 2 основные группы: врожденные и приобретенные.
Врожденными факторами выступают:
- родовая травма;
- алкогольная, наркотическая зависимость матери;
- заболевания головного мозга, центральной нервной системы;
- генетические сбои.
Приобретенные факторы в большей степени имеют отношение к нарушениям запоминания у подростков. К ним следует отнести:
- психические расстройства, неврозы и депрессии;
- отсутствие внимания со стороны родных и близких;
- вредные привычки, в частности, подростковый алкоголизм;
- нарушение интеллекта.
Внешние проявления расстройства запоминания зависят от возраста ребенка. Например, для детей школьного возраста характерны проблемы воспроизведения недавних событий (дисмнезия). В качестве примера можно привести трудности в пересказе только что прочитанной главы учебника или увиденного фильма.
Для того, чтобы приступить к оперативному лечению, важно своевременно выявить заболевание и обратиться к компетентному специалисту. Врачи не рекомендуют заниматься самолечением, которое может только усугубить негативные последствия болезни.