
Переучивание левшей до последнего времени оставалось распространенной практикой. Врачи утверждали, что леворукие дети могут отставать в развитии, поэтому важно оперативно устранить «дефект». Сегодняшний подход в целом поменялся: специалисты не рекомендуют насильственное переучивание на правую сторону, наоборот, советуют активно развивать левую руку: собирать пазлы, завязывать узелки, играть с мелкими деталями.
Одним из обоснований такого мнения выступает большое количество негативных последствий переучивания для ребенка, в том числе развитие заикания.
Почему после переучивания у левшей возникает логоневроз
С научной точки зрения выделяют две основные причины развития заикания.
- Работа полушарий головного мозга.
Естественному природному функционированию мозга характерна латеральность, детерминирующая позиция одного из полушарий.
СПРАВКА: латеральность – отсутствие идентичности в правой и левой части тела, которая проявляется на физиологическом, функциональном и анатомическом уровне.
В связи с перекрестным ходом нервных окончаний у оснований мозга у правши преобладает воздействие левого полушария, у левши, наоборот, правого. Во время переучивания на левое (слабое у левшей от природы) полушарие поступает усиленное, порой агрессивное внешнее воздействие. Таким образом, возникает равнозначный контроль за обоими полушариями, что противоречит естественной работе мозга. Последствиями такого сбоя выступает логоневроз.
- Психическое состояние ребенка во время переучивания.
Среди методик переучивания встречаются крайне негуманные способы: привязывание конечности, избиение, надевание специальной одежды, которая ограничивает движение левой руки. Безусловно, ребенок испытывает повышенное напряжение, следствием которого становится невроз с последующим заиканьем.
СПРАВКА: левши от природы более эмоциональны, склонны к переживаниям и депрессиям.
Вне зависимости от причин возникновения заикания важно, во-первых, исключить попытки самолечение и своевременно обратиться к специалисту. Во-вторых, родителям и близким родственникам рекомендуется проанализировать модель поведения с ребенком-левшой. Отсутствие агрессии, грубости, криков, принуждения и насилия способствуют прогрессу в лечении.