398026, г. Липецк, ул. Бабушкина, дом 7 Тел. +7(4742) 39-85-75 ; 39-75-25

Феномен прототипа

Феномен прототипа

Человеческое общество неизбежно делится на группы. Соберите вместе случайно выбранных людей, например пассажиров в аэропорту, пережидающих нелетную погоду. Если ожидание окажется достаточно долгим, они постепенно разделятся на группы чем-нибудь похожих пассажиров. Например, на тех, кто летит на юг или на север, экономическим или бизнес-классом, с багажом или без, на отдых с детьми или на похороны бабушки. Каждая группа непременно выберет себе лидера, который будет отстаивать ее интересы, а все члены группы будут не только ему подчиняться, но и копировать его поведение. Причем те, кто будет восприниматься в этой группе не совсем типично, на кого будут посматривать косо, станет особенно истово пытаться подражать «образцовым» членам данной группы.

В естественных группах, объединенных не случайным соседством, а более глубокими социальными связями, этот феномен проявляется особенно ярко. Он назван «феноменом прототипа» и досконально изучен социальными психологами.

Так, выясняется, что те, кто больше всего похож на прототип, то есть самые типичные, коренные представители группы, вообще могут не соблюдать никаких правил группового поведения. Собственно, их поведение, каким бы оно ни было, и является правилом. А вот те, кто по тем или иным параметрам не дотягивает до прототипа, особенно ревностно подражают образцу и следят за соблюдением групповых норм. Иначе им нельзя – иначе их собственное членство в группе будет выглядеть сомнительно, их могут вообще исключить. А для любого человека нет ничего страшнее исключения из группы, с которой он себя отождествляет.

Именно поэтому вчерашние иммигранты нередко становятся слишком ярыми, карикатурными патриотами новой родины; полукровки  – самыми непримиримыми националистами; неофиты – религиозными экстремистами и фанатиками; полуграмотные – языковыми пуристами; едва разбирающиеся в футболе – самыми агрессивными болельщиками; никогда не державшие в руках оружие – грозными «ястребами», провинциальные простушки – законодательницами городских нравов и т.д.

Лидеры могут менять свои взгляды, свое поведение и ими же установленные правила. Они могут идти на компромиссы, в том числе – политические, договариваться с лидерами других групп, даже иногда притворяться, что представители других групп им симпатичны. А маргиналы этого не могут – они вынуждены копировать наиболее яркие и типичные черты своих лидеров и всегда пытаются казаться святее папы римского. Именно в силу повышенной невротизации в стремлении вписаться в культуру, стать её псевдозащитниками, т.е. прикинуться истинными носителями, маргиналы становятся экстремистами, именно они выговаривают ту правду, которую лидеры стесняются сказать, и делают то, на что лидеры не решаются, поскольку им есть что терять.

бизнес

бизнес

бизнес

бизнес бизнес бизнес