Суицид

Суициды являются важнейшей проблемой здравоохранения и общества, будучи наиболее частой причиной для оказания психиатрической помощи.

По показателям смертности суициды занимают 11 место в ряду других заболеваний и состояний. По показателю «суициды» Россия занимает второе место в мире (Жариков Н. М., Иванова А. Е., Анискин Д. Б., Чуркин А. А., 1997).

Далеко не каждая суицидальная попытка завершается трагическим исходом. Однако каждая увеличивает риск смерти, получение серьёзного физического увечья и психических страданий. Проблема для родственников и общества также в том, что лица, совершившие суицидальную попытку, нередко её повторяют в дальнейшем.

Брак считается важным и мощным защитным фактором. Среди суицидентов (потенциальных самоубийц и самоубийц) преобладают одинокие, вдовые и разведённые люди. Этот фактор имеет большее значение для мужчин, особенно в пожилом возрасте, когда одиночество становится буквально драмой. По данным, приведённым в журнале «Национальная стратегия предупреждения суицидов», в США среди пожилых мужчин, ставших жертвой суицида, почти 84% одиноки (National Strategy for Suicide Prevention/ September 20, 2009). У молодых мужчин до 30% суицидов и суицидальных попыток связаны с «сексуальной самоидентификацией», т.е. имеют сексуальную подоплеку, особенно у представителей сексуальных меньшинств (American Psychiatric Association: Practice guideline for assessment and treatment of patients with suicidal behaviors. Am J Psychiatry, 2003; 160: 1-6).

Считается, что подавляющее большинство (до 90%) лиц, совершивших суицид, имело психическое заболевание (Arsenault-Lapierre G., Kim C., Turecki G. Psychiatric diagnosis in 3275 suisides:a meta-analysis. BMP Psychiatry, 4:37,2004).

Высокий риск суицида у больных шизофренией/шизоаффективным психозом. Наблюдается также чёткая тенденция повышения риска суицида непосредственно после госпитализации. Отмечается, что суицидальные попытки у больных шизофренией характеризуются более высокой летальностью и большей тяжестью наносимых повреждений, чем в целом в популяции.

К стрессорным факторам, повышающим риск суицида, относятся потеря близкого человека, конфликты с близкими родственниками, материальные трудности, отсутствие социальной поддержки, увольнение с работы, лишение или ограничение свободы.

Перенесённая детская травма, особенно эпизоды физической и сексуальной агрессии, сопряжена во взрослом состоянии с формированием тяжёлых и дезадаптирующих психических расстройств.

Существуют суицидальные риски при ряде соматических заболеваний, сочетанных с депрессиями: онкологические заболевания, ВИЧ-инфекция, тяжёлая почечная недостаточность, язвенная болезнь, хронические заболевания лёгких (бронхиальная астма, бронхиты).

Оценка психического статуса таких пациентов имеет свои особенности и требует выявления и определения ключевого синдрома (депрессии, психоза и т.п.), а также отдельных симптомов, которые могут иметь или уже имели неблагоприятную прогностическую значимость как факторы риска повторных суицидов. Это, прежде всего: импульсивность, возбуждение, тревога, ангедония, чувство безысходности, панические атаки, а также проявления агрессивного поведения.  Анализ суицида включает оценку суицидальных мыслей, суицидальных намерений, суицидального плана и суицидального поведения. Мы даём две оценки этих параметров. Первая основывается на актуальном статусе пациента, а вторая, по возможности, проводится ретроспективно на период, предшествовавший суицидальной попытке. Риск определяется нами на основе обобщения клинических данных и их соотнесения с актуальными психосоциальными факторами. Наряду с факторами риска мы определяем факторы, сдерживающие реализацию суицида.

К ним относятся: терапевтический альянс, поддержка родных и близких, наличие детей, религиозность, занятость, наличие психологических навыков преодоления – переживать утрату, потерю или унижение; подвижность психики и наличие определённого жизненного оптимизма.

Как ни печально об этом писать, в нашу клинику порой обращаются, в том числе, с большим опозданием, в трагических случаях потери близких людей их родственники – для проведения посмертной психиатрической экспертизы. В некоторых случаях церковь учитывает экспертный психиатрический диагноз.

суицид

суицид суицид суицид