398026, г. Липецк, ул. Бабушкина, дом 7 Тел. +7(4742) 39-85-75 ; 39-75-25

Забытые нацпроекты

Забытые нацпроекты

Наиболее провальными оказались «Доступное жилье» и «Здоровье»

Неудачи в реализации национальных проектов или их незначительный эффект ставят под вопрос дееспособность чиновников. Поэтому тема приоритетных нацпроектов все реже упоминается в прессе или в речах высшего руководства. Действительно, зачем напоминать гражданам, что планы жилищного нацпроекта оказались нереализованными, а проект «Здоровье» почти не улучшил ситуацию в здравоохранении? Возможно, поэтому запланированное на 24 декабря заседание президентского совета по нацпроектам так и не состоялось. А президент Дмитрий Медведев в своем итоговом телеинтервью постарался вообще не вспоминать о нацпроектах, которые он сам же недавно курировал.

Негласное табу на упоминание нацпроектов эксперты объясняют тем, что как минимум два проекта из четырех оказались провальными. Самым провальным по итогам уходящего года эксперты назвали проект «Доступное и комфортное жилье», который изначально курировал Дмитрий Медведев в пору своего вице-премьерства. Второе место среди неудачных занял проект «Здоровье».

Примечательно, что в негативных оценках нацпроектов единодушны и экономисты, учитывающие количественные показатели, и социологи, изучающие реакцию населения. Приоритетные национальные проекты для власти больше не приоритетны, они были лишь инструментом пиар-кампании – уверены эксперты. Поэтому власть их тихо сворачивает, но не отказывается от них во всеуслышание, ведь тогда она подпишется под своей несостоятельностью.

Идея национальных проектов как «курса на инвестиции в человека, а значит – в будущее России» была заявлена Владимиром Путиным в эпоху его президентства, в 2005 году, когда к приоритетным направлениям он отнес здравоохранение, жилье, образование и сельское хозяйство. Потом тема нацпроектов активно использовалась в период предвыборной кампании Дмитрия Медведева в 2008 году.

Напомним, что проект «Здоровье» был сконцентрирован на развитии первичной медико-санитарной помощи, подготовке специалистов, обеспечении выплат врачам и медперсоналу, проведении иммунизации населения и др. В рамках этого проекта разворачивался также дополнительный проект «Родовые сертификаты».

В других проектах основной акцент делался прежде всего на качественных и довольно абстрактных, а не количественных и конкретных характеристиках. Поэтому о достижении абстрактных характеристик можно судить только по реакции населения. Именно поэтому эксперты говорят, что вторым по провальности оказался проект «Здоровье». В том числе потому, что россияне на себе лично не ощутили никакого повышения качества медобслуживания. «Люди, что называется, на своей шкуре чувствуют, стало ли более доступным и более качественным здравоохранение. Ведь выводы подавляющим большинством делаются не на том основании, сколько машин „Скорой помощи“ куплено, сколько аппаратов поставлено», – говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Такие сферы, как здравоохранение, «должны быть не конъюнктурными национальными проектами», говорит эксперт, а долгосрочными и приоритетными. «Конъюнктурность сыграла пагубную роль. Отчитаться есть чем (например, сколько поставлено автомобилей „Скорой помощи“), но общий уровень здравоохранения до сих пор остался ниже удовлетворительного».

Однако, несмотря на провальность идеи национальных проектов, российская власть вряд ли полностью от нее откажется – уверены эксперты. «От работы по этим направлениям государство в любом случае не откажется, иначе власть будет отрицать собственную необходимость», – считает ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев.

«Власти никогда не признавали, что национальные проекты были инструментом благополучного прохождения президентской кампании 2008 года. Поэтому если они официально откажутся от идеи нацпроектов, то тем самым признают, что эти проекты конъюнктурны. Хотя по большому счету чиновникам эти проекты не нужны», – полагает Игорь Николаев. По его словам, это «неприоритетные приоритетные нацпроекты».

Однако директор ВЦИОМ Валерий Федоров считает иначе. «Забыть нацпроекты невозможно по определению, так как эти проблемы были и остаются в центре внимания россиян. Нацпроекты были лишь первыми, часто поисковыми, экспериментальными действиями власти в этих важнейших сферах нашей жизни. С учетом полученного благодаря нацпроектам опыта, позитивного и не слишком, сегодня строится политика государства в сферах здравоохранения и жилищного строительства», – уверен он.

Независимая газета 28.12.2009 г. Анастасия Башкатова, Алиса Веденская

здравоохранение

здравоохранение

здравоохранение

здравоохранение здравоохранение здравоохранение