398026, г. Липецк, ул. Бабушкина, дом 7 Тел. +7(4742) 39-85-75 ; 39-75-25

Факторы профессионального стресса у работников умственного труда

Факторы профессионального стресса у работников умственного труда

К факторам, провоцирующим синдром эмоционального выгорания (СЭВ) у специалистов, занятых в различных сферах умственной деятельности, относятся условия труда, организация деятельности и межличностные отношения на службе.

Профессиональный стресс из-за организации условий трудовой деятельности.

  • Перегрузка или недогрузка работой. Перегрузка работой ставит человека перед проблемой, может ли он справиться с заданием. В такой ситуации возникает тревога, фрустрация (ощущение краха), безнадёжность, прогнозирование возможных материальных потерь. Но и недогрузка вызывает аналогичные чувства. Служащий, не получающий задач, соответствующих его возможностям, также чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и статуса в структуре организации, ощущает свою невостребованность.
  • Плохие условия труда: отклонения температурного режима в помещениях, недостаточное освещение, шум и т.д.
  • Дефицит времени на выполнение ставящихся задач.
  • Необходимость самостоятельного принятия решений.

Стресс, определяемый ролью служащего в организации.

  • Ролевая неопределённость. Она возникает, с одной стороны, из-за недостаточной информированности работника о профессиональных обязанностях, с другой стороны, в связи с ожиданиями со стороны коллег  и руководства. Грамотный управленец знает, что эффективность деятельности его служащих определяется их правильным представлением об ожиданиях и оценках руководства, т.е. тем, что, для чего и как делать, наряду с тем, как это оценивается и вознаграждается.
  • Ролевой конфликт или конфликт интересов. Развивается в ситуации, когда служащий полагает, что он делает то, чего не должен или не желает делать. Такой конфликт вероятен и в результате нарушения принципа единоначалия, если два руководителя в иерархии дают служащему противоречивые указания.
  • Уровень ответственности за людей, оборудование, финансы и т.д. При этом всегда более стрессогенна ответственность за людей.  Отмечается также то, что стресс вызывает низкая ответственность, расхолаживающая и больно бьющая по самолюбию, а также низкая доля участия в принятии решений.  

Стресс на почве организации взаимоотношений в коллективе – с руководителем, коллегами, подчинёнными.

  • Определяется отношением руководителя к институциональному климату в организации: для руководителей-технарей он менее значим, чем для тех, кто ориентирован на деятельность в социально направленных структурах, оказывающих услуги в системе «человек-человек».
  • Связан с трудностями в делегировании полномочий.
  • Обусловлен неэффективной системой консультирования, невозможностью получить квалифицированную помощь по ряду важных вопросов.
  • Возникает при ограничениях свободы поведения вследствие интриг.

Стресс, связанный с перспективой деловой карьеры.

  • Статус несоответствия определяется расхождением в уровне личных притязаний сотрудника с реалиями и требованиями к профессиональному статусу, должности.
  • Медленное или слишком быстрое продвижение по службе может стать причиной постоянного ощущения сотрудником своей профессиональной несостоятельности, боязни скорого увольнения (сокращения) с фрустрацией из-за достижения «предела» своих профессиональных возможностей, карьеры
  • Отсутствие гарантированной работы, постоянная тревога в ожидании негативных перемен, социальная нестабильность.

К сопряжённым факторам стресса можно отнести следующие.

  • Неумение распределять время между работой и семьёй; перенесение кризисов из одной ситуации в другую.
  • Семейные конфликты, связанные с требованием мобильности служащего.
  • Психометрические различия: экстраверты легче адаптируются к ситуации, чем интраверты; «ригидные»  сложнее реагируют на неожиданные указания сверху; «подвижные» чаще перегружены работой; ориентированные на достижения демонстрируют большую независимость, чем те, кто выбирает безопасность и спокойствие.

Развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности, когда человек уходит в работу, забывая о других делах. Затем наступает фаза истощения, проявляющегося как чувство переутомления, эмоциональной опустошённости, крайней физической усталости, не исчезающее даже после сна и отдыха.

Сигналом развития синдрома эмоционального выгорания является маска личностной отстранённости, которой человек прикрывается в попытке справиться с эмоционально воспринимаемыми стрессовыми факторами на службе. В пределе развития СЭВ такого человека уже почти не волнуют события, связанные с его деятельностью. Утрачивается интерес к профессиональным контактам – к коллегам, смежникам, посетителям. Они воспринимаются как посторонние предметы,  присутствие которых неприятно.

Однако явным признаком СЭВ служит ощущение утраты собственной эффективности с падением самооценки, когда близкий вам человек или коллега не видит дальнейших перспектив для своей профессиональной деятельности, работы не вызывает  у него удовлетворения, пропадает вера в свои возможности.

продвижение, тревога, стресс

продвижение, тревога, стресс

продвижение, тревога, стресс

продвижение, тревога, стресс продвижение, тревога, стресс продвижение, тревога, стресс