398026, г. Липецк, ул. Бабушкина, дом 7 Тел. +7(4742) 39-85-75 ; 39-75-25

О социальных особенностях протекания индуцированных психозов

О социальных особенностях протекания индуцированных психозов

Индуцированные реактивные параноиды развиваются в результате тесного общения с индуктором психотического состояния. Чаще всего индукторами выступают правозащитники, лидеры религиозных течений внутри традиционных конфессий, психически больные людей с манией величия и т. д. Как правило, названная коммуникация имеет яркий аффективный фон. К формированию психоза у тех, кто общается с такими личностями, предрасполагают устанавливающиеся глубокие личностно-психологические связи с индуктором идей, создающиеся условия относительной социальной изоляции от источников достоверной информации. Большую роль в возникновении названного состояния играют психические особенности реципиента — уровень умственного развития, психопатическая структура личности, сопровождаемые повышенной внушаемостью, склонностью к тревожно-депрессивным состояниям. Определенное значение имеют недостаточный культурный уровень, особенности воспитания, религиозность.

Тематика индуцированных психозов в большинстве случаев связана с обыденными событиями и отражает фобии, идеи преследования, отравления, эротические или сутяжные переживания. Критическое отношение к переживаниям индуктора и своим собственным отсутствует. Индуцируемый больной под влиянием индуктора может становиться возбужденным, испытывать страх, совершать общественно опасные поступки.

Индуцированные реактивные психозы, в том числе, носящие массовый характер, обычно проходят при изменении ситуации общения, изоляции больного от индуктора.

Развитие индуцированного психоза схоже с инфицированием вирусом. Под воздействием или влиянием индукторов, продуцирующих болезненные идеи – всевозможных гуру, наставники, знахари, священнослужители, практикующие отчитки и т.п., – реципиент  превращается в активного носителя и распространителя психической «виртуальной инфекции». Информационный модуль,  чуждый  мировосприятию человека, подпавшего под обаяние личности индуктора, встраивается в его сознание, перехватывает управление, приобретая статус доминирующей сверхценной идеи, и использует нового носителя для своего копирования, дальнейшего распространения.

Чтобы эффективно паразитировать на сознании носителя, данный информационный вирус подавляет ряд функций центральной нервной системы человека. В первую очередь, нарушается связность, критичность, независимость мышления, затем – сфера восприятия и эмоциональная сфера. В итоге человек утрачивает способность адекватно реагировать на окружающую действительность.

Как правило, индуцированный человек получает устойчивое расстройство психики, возникновение различных фобий (страхов), связанных с пищей, сексом, а также с определенными комбинациями геометрических форм, звуков, символов и цифр. В острых случаях психическая индукция приводит к слабоумию или к психозам, сходным по своей симптоматике с шизофренией, осложнённой галлюцинаторным бредом. Больной, индуцированным психозом в острой форме, под влиянием своих фобий, склонен к внезапным вспышкам агрессии и представляет физическую опасность для окружающих. При массовом скоплении людей, охваченных переживанием сверхценных идей – вследствие перекрёстного вторичного  индуцирования  – вероятность перехода заболевания в острую форму резко повышается. В таких случаях, зачастую, возникают коллективные галлюцинаторные психозы, выливающиеся в согласованное деструктивное социально опасное поведение.

Опасность стать реципиентами, продуцирующими далее сверхценные или болезненные идеи, велика для лиц, склонных к депрессиям, невротическим расстройствам,  способствующим ослаблению воли, психической сопротивляемости. Легко внушаемые и люди с лабильной или неустойчивой психикой, дети, подростки, психика которых находится в процессе формирования, также относятся к группе риска.

Под действием навязанной информации носители идеи ищут контактов именно среди названных  социальных категорий, вольно или невольно «заражая» их своими идеями, страхами. Собственно заражение происходит в ходе коммуникативного акта (общения) между носителем болезненных идей и человеком, восприимчивым к ним (здесь прослеживается аналогия с мемовирусами, компьютерными вирусами, «червями»).

Первыми признаками психического индуцирования сверхценной тревожной идеей являются колебания настроения от эйфории к беспочвенным страхам, рассеянность, стремление искать поддержку в общении с подобными маргиналами. В подобной ситуации могут заметно изменяться ценностные ориентиры и интересы, возникать апатия к практическим делам, которые человек ранее считал важными. В дальнейшем вообще утрачивается интерес к практическим планам на будущее.

психика, страх

психика, страх

психика, страх

психика, страх психика, страх психика, страх